Исторически видеоигры монетизировались по двум моделям «pay-to-play» (платная игра) и «free-to-play» (бесплатная игра). Когда вошли в моду криптовалюты, появилась новая прогрессивная модель — play-to-earn (играй и зарабатывай). Ты играешь, а тебе за это ещё и доплачивают. Просто праздник какой-то!
Как это работает, в чём смысл, где выгода для разработчиков игр и насколько всё законно — рассмотрим в этой статье.
Эволюция игр: Pay-to-Play, Free-to-Play и Play-to-Earn
Pay-to-Play (P2P). Была доминирующей моделью в течение долгого времени. Восходит корнями к эпохе игровых автоматов и первых игр на ПК и консолях. Вначале софт продавался на физических носителях, потом перекочевал на сервера самих игроделов и стриминговых платформ, но суть одна — купил и играй.
Free to Play (F2P). Разработчики игр не взимают плату с пользователя или игрока за присоединение к игре. Вместо этого затягивают покрепче в игровой процесс, а потом предлагают купить разные плюшки за реальные деньги. Либо раздают мелкие бонусы за просмотр рекламы, получая профит от рекламодателя.
Play to Earn (P2E). В этой модели игроки сами зарабатывают деньги, поддерживая активность в игре. Внутренние монетки можно конвертировать в фиат или поменяться с другими участниками на что-то более полезное.
Игровая токеномика — как заработать криптовалюту играя в игры
GameFi — это новый тренд в криптоиндустрии, сочетающий обычную модель децентрализованных финансов (DeFi) с онлайн-играми на основе блокчейнов. Концепция держится на финансовом стимулировании игроков за участие в игровом прогрессе.
Для справки: по некоторым оценкам, к 2025 году глобальный игровой рынок достигнет $268 млрд. Гейминг из хобби и развлечений превращается в модную бизнес-модель и естественным образом вливается в уже налаженную индустрию DeFi.

Современные P2E игры отличаются от ранних вариантов, предлагающих небольшое вознаграждение за потраченное время или выполнение внутриигровых заданий (пройти уровень, посмотреть рекламу и т. д.). Игровые предметы в них — это полноценные NFT объекты. С правом собственности и реальной ценностью.
Чем сейчас торгуют в виртуале:
- прокачанные персонажи
- открытые локации
- аватары
- костюмы
- оружие
- игровая валюта
- дополнительные знания и способности
- видение/карты/разведка
- дополнительные опции общения (смайлы, шрифты, голос)
Игроки проходят миссии, открывают скиллы, ищут/создают и накапливают предметы в процессе игры. Со временем у них появляется возможность торговать с другими юзерами, конвертируя игровые достижения в реальные деньги.
 
    
Перевод игр на блокчейн дает такие преимущества:
- каждый предмет становится уникальным и получает реальную ценность
- игровой крам накрепко привязывается к юзеру — его нельзя украсть, удалить или подделать
- денежные транзакции в игре проходят напрямую, без посредников вроде, банков или электронных платёжных систем
- появляются дополнительные возможности для заработка
Знаете ли вы, что игровой токен — это полноценная криптовалюта? Она торгуется на бирже и позволяет зарабатывать в том числе и на курсовой разнице. Другой способ заработка — стейкинг. Участники могут складывать игровые коины в пулы, чтобы верифицировать транзакции других юзеров, получая за это вознаграждение.
Это реально работает? На чём можно заработать уже прямо сейчас?
К моменту обзора на открытых площадках торгуются 236 игровых коинов и токенов. Полный обзор можно найти на тематических скринерах вроде DappRadar или CoinMarketCap.
Гейм-разработчиком необязательно создавать собственную криптовалюту для запуска игры. Многие предпочитают использовать готовые решения, построенные на популярных блокчейнах. Пример — игровая криптовалюта Wax.
Беглый взгляд на Wax:

Годовой рост (к моменту написания) — 1110%!
Donnerwetter! Можно играть в несколько игр на нескольких устройствах, включая ПК, планшеты и смартфоны и получать реальный профит. Раньше тратил время впустую и был оболтусом — теперь ты честный трудяга. Участник новой цифровой экономики. И на твоей стороне вся механика пассивного дохода:
- поиграл
- получил токены
- зарабатываешь на их курсовом росте, пока добываешь новые
Вот несколько из самых популярных игр, основанных на блокчейне WAX:
Alien Worlds. Криптоигра №1 в настоящий момент. Действие происходит постапокалиптичном будущем, разоренном пандемиями. Игроку нужно выполнять задания, от исследования далеких планет и их колонизации до борьбы с ксеносами на арене. За ПВП начисляются баллы. В экспедициях можно найти артефакты для обмена или продажи.
Внутри игры платят коином Триллиум. Он на выходе меняется в Wax, который можно хранить, стекать либо менять на другие монеты или фиат.

Как видите, рынок более, чем ликвидный.
Farmers World. В общем, всё видно из названия. Игроку нужно собирать ресурсы (древесина, золото, еда) и крафтить всякие внутриигровые товары — удочки, топоры, всякий инструмент. Каждый скрафченый девайс — уникальный NFT предмет. Этим всем можно торговать внутри игры или пользоваться самому.
Насколько выгодно? Поскольку экономика основана на дефиците, девайсы торгуются бойко и дорого. На момент публикации топор продается за 3800 WAX, что равно чуть больше $1700.
Splinterlands. Ещё одна многопользовательская игра, где можно поднять реальных деньжат. По механике это что-то вроде гибрида Hearthston и Pokemon. Есть линейное развитие и динамичные P2P катки. Если верить DappRadar, активных юзеров у неё чуть более 302 000 на момент обзора.
По данным того же ресурса, с начала запуска игры юзеры совершили 43 миллиона транзакций.
Выше перечислены только WAX-based игры. Это лишь один из многих игровых блокчейнов:

Сейчас тренд набирает обороты. Есть основания полагать, что скоро P2E игры станут отдельной категорией глобального рынка онлайн-развлечений.
Почему игровые платформы платят?
Любая халява вызывает подозрение. Разве кто-то будет раздавать деньги просто-так?
Будут. Это действительно правда; игровые платформы раздают монеты бесплатно. Есть три аргумента, которые превращают игроделов в щедрых санта-клаусов, готовых слать денежку всем, кто согласится погамать в их игрушку:
- Доход от рекламы. Бонусы за просмотр рекламы внутри игры — частая практика. Игрокам не лень смотреть 15/30-секундный ролик, если за него капнет немного монеток или внутриигровых бонусов. Разработчик получает копеечку от показа + процент за переход и покупку.
- Эффективный промоушен. Раскрутка игры через рекламные сети — эффективно, но дорого. Пока платишь, переходы есть. Перестал платить — поток юзеров иссякает. Проектам, рассчитанным на долгосрок, выгоднее раскручиваться с помощью сарафанного радио. Когда игра попадает в рейтинги и праздный народ узнаёт, что там платят — сами валят толпами.
- Активный онлайн. Любой игрок хочет видеть активное комьюнити. Никому не охота сидеть в игре, где три с половиной калеки на локации, да и те заходят раз в неделю. P2E токеномика стимулирует активность. Чем больше времени игрок проводит онлайн и взаимодействует с другими, тем больше игровых = реальных бонусов он получает. И тем больше новых стимулов играть.
База активных пользователей Alien Worlds — около миллиона человек. Всего игру попробовали чуть больше 2 млн. То есть, игра зашла каждому второму юзеру. Разработка игр — дорогое удовольствие. Смысл любого бизнеса — быть прибыльным. Раз платят, значит, затраты так или иначе окупаются.
Вывод
Игровой заработок криптовалют — это именно то, на что похоже: бизнес-модель, в которой пользователи играют в мобильные/компьютерные игры и зарабатывают при этом криптовалюту. Это очень мощная психологическая модель, поскольку она сочетает в себе два вида деятельности, к которым с незапамятных времён стремится человек:
- зарабатывать деньги
- развлекаться
Знаете ли вы, что рынок GameFi уже перевалил за 14 $млрд? Отраслевые аналитики уже предрекают, что именно игры, не DeFi и смарт-контракты для обычного бизнеса станут драйвером роста крипторынка в ближайшие 5 лет. По их мнению, этот новый сектор будет ключом к расширению криптовалюты за пределы локальных сообществ и её внедрению в реальную экономику.
Потенциальные подводные камни тоже есть. Например, много рисков, связанных с долгосрочной стоимостью игровых активов.
В конце концов, ценность игровых активов равна популярности самой игры. Вспомните свои любимые игры нулевых годов — посмотрите, каким из них удалось пойти в серию, а сколько сгинуло, так и не получив продолжения. Немногие видеоигры сохраняют большую базу игроков в течение длительного периода времени.
Это нужно учитывать, собираясь потратить тысячи часов своего времени на потенциально неблагодарное дело.

 Все криптовалюты
Все криптовалюты Калькулятор
Калькулятор Биржи
Биржи ICO
ICO 10 худших криптовалют
 10 худших криптовалют 10 лучших криптовалют
 10 лучших криптовалют










